Этапы пути, приводящего к отдаче
Для достижения цели творения, нам необходимо развить желание к ней, сосуд, место, в котором мы сможем представить ее, ощутить и реализовать. Всё зависит от вида и характера желания, которое нам нужно для этого подготовить.
Поэтому существует подготовительный этап, на котором человек ведет животное существование, заботясь лишь о материальных потребностях: пропитании, сексе, семье, богатстве, почете, знаниях – то есть о своих природных желаниях, полученных от рождения.
Затем наступает этап, когда он начинает искать, в чем состоит подлинный смысл жизни, кроме обычных земных наслаждений. Он чувствует, что они уже не наполняют его, и не может быть, чтобы лишь ради такой жизни он был рожден и существовал. Он не может поверить, что вся огромная вселенная существует только для того, чтобы родиться, кое-как прожить и умереть. Должна же тут скрываться какая-то более высокая цель!
Это означает, что в нем заговорила точка в сердце, которая заставляет его искать. Теперь из этой точки он обязан развить целый сосуд. Такой этап называется "скудной, несчастной жизнью". Хотя у человека могут быть все материальные блага, и ему не поможет, если он искусственно ограничит себя одним "хлебом с солью и простой водой".
Человечество прошло в своем развитии всевозможные этапы: три раза по 2000 лет – итого 6000 лет духовного развития мира. Первые 2000 лет – хаоса, затем 2000 лет – Торы и последние 2000 лет – эпоха Машиаха, окончательного исправления.
И потому в разные времена действовали разные законы. Каждый период соответствует своему уровню желания: ХАБАТ, ХАГАТ, НЕХИ, а внутри он тоже разделяется по тем же уровням: ХАБАТ, ХАГАТ, НЕХИ. Так мы можем разделить весь процесс развития на все более мелкие этапы, 6000 ступеней. А в зависимости от этого, сможем понять, какие изменения происходят в каждой части и на отрезке этого пути.
Поэтому в это время в мир приходят для исправления души, по своим свойствам подходящие для конкретного этапа развития: относящиеся к ХАБАТ, ХАГАТ или НЕХИ. В наше время, исправление возможно лишь за счет света, возвращающего к источнику. А в прошлые поколения, до времен мудрецов Талмуда, можно было исправляться также за счет самоограничения в материальных желаниях. Ведь они действовали на нулевом уровне желания насладиться.
Разумеется, что скудной жизнь ощущается именно в духовном смысле. Она тоже разделяется на этапы: человек приходит к каббале и сначала вообще не понимает, куда попал. Он изучает ее теоретически, рассчитывая просто стать умнее. Он мечтает лишь о собственном успехе, взращивая свои эгоистические желания, пока не понимает, что достижение не в развитии получающих желаний – а в обретении желаний отдачи.
Ему подсвечивает окружающий свет и постепенно меняет его – как по грошам накапливается большой капитал, так и он в итоге начинает понимать, что цель не в этом, и ничего не получишь таким способом. Та эгоистическая форма, в которой он прежде пытался наполнить свои желания, становится для него неприемлемой. Теперь он готов на все, лишь бы перейти к отдающим желаниям.
Такой переворот – это знак перехода в состояние "ло лишма". То есть он раскрывает, что находится "не в лишма" (ло лишма), не в отдаче. Все, что он делал в своей жизни, и не в обыденной, а именно его участие в группе, учеба, разные пройденные состояния – все это было только ради себя, осознанно и неосознанно!
Это раскрывается ему, но в такой мере, чтобы он не совсем отчаялся и мог продолжать, чтобы обратился с молитвой, а не сбежал совсем. Так он продвигается, пока не раскроет все свои желания, что зависит от его ускорения времени и настойчивости. А главное – это поддержка окружения, взаимная помощь, позволяющая нам от "ло лишма" прийти к "лишма".
Это становится возможным, поскольку он сформировал сосуды, потребность в достижении цели. Выражается это в подъеме молитвы, МАН – желания, направленного уже к свету, к Творцу, единственному, кто может сделать всё, даже изменить природу человека. Нет никакого другого источника.
А когда человек обретает намерение отдачи, оно реализуется в тех же желаниях, которые до того стремились лишь к животному наполнению. Потом он рассчитывал наполнить их с помощью знания каббалы эгоистически, а после пытался раскрыть в них свойство отдачи и не мог – в период изгнания. Но в итоге, в тех же желаниях он получает возможность отдавать, считая это своим освобождением. Такое состояние называется "лишма", при котором он удостаивается подлинной жизни, как в этом мире, так и в мире будущем.
Из урока по "Предисловию к ТЭС", 13.11.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.